Астраханская консерватория

Открытая пятьдесят лет назад консерватория в Астрахани (в то время — всего лишь восьмая в России) отметила свой юбилей.

Для вуза искусства, готовящего не потоки специалистов, а творческие личности, тридцать лет — это становление, расцвет и зрелость опыта всего лишь одного поколения преподавателей, составляющих в настоящее время основу штата педагогов. Многие из нас тогда приехали работать в Астраханскую консерваторию преимущественно или после окончания музыкальных вузов, или после аспирантуры. И для нас тридцать лет — это 25 поколений выпускников, тех музыкантов-исполнителей, музыковедов, лекторов, преподавателей, которые разлетелись не только по России, но и по другим странам, множа славу российской школы музыкального искусства.

Астраханская консерватория — теперь мы можем сказать это с полной уверенностью — уже утвердила себя как творческий вуз, со своей школой, которая проявляется не только в профессионализме, но в и отношениях с коллегами, в постоянной творческой отзывчивости, открытости к новейшим явлениям музыкального искусства. Не случайно репертуар исполнителей — солистов и творческих коллективов (оркестров, хора, ансамблей) включает не только признанную классику, но и сочинения композиторов ХХ века, в том числе и наших современников, часто исполняются произведения еще не опубликованные, по композиторской рукописи. Кандидатские и докторские диссертации, защищенные преподавателями консерватории, многие дипломные работы студентов-выпускников также посвящены творчеству современников. Регулярно проводятся научные конференции российского и международного значения, посвященные самым современным исследовательским и педагогическим методикам, научным проблемам.

Музыканты консерватории активно участвуют в фестивалях современной музыки союза композиторов, являются первоисполнителями сочинений астраханских композиторов. Такая широта охвата — классики и современности — сразу выделила Астраханскую консерваторию в ряду консерваторий и вузов искусства не только в Поволжье, но и в России в целом.

Поток концертов, посвященных юбилею консерватории, объединивших выступления преподавателей и студентов, аспирантов, отразил многомерность творческих интересов консерваторских музыкантов и их высокое исполнительское мастерство. Подчеркну, что в юбилейных концертах приняли участие не только признанные исполнители, заслуженные артисты, профессора и доценты консерватории, студенты — лауреаты российских и международных конкурсов, но и молодые, стоящие на первых ступеньках будущей судьбы. Это очень важно, ибо им, молодым, пока еще студентам, аспирантам, творить искусство XXI века. В юбилейных концертах соединились зрелость, мастерство и юный творческий порыв, уравновешенность и молодая романтика, классика и новая музыка. Многие выступления были откровением открытия, иного переосмысления давно, кажется, изведанного.

Особой линией юбилейных концертов и двух научных конференций были выступления выпускников консерватории разных лет — это своеобразное зеркало консерватории, зеркало творческой жизни наших воспитанников, как оставшихся в Астрахани, так и работающих за ее пределами.

Естественно, что очень и очень многие не смогли приехать на юбилейные торжества, выступить с творческим отчетом — музыканты живут далеко не богато, но тем приятнее было увидеть наших выпускников не только из Москвы, Петербурга, но даже из Тюмени и других, весьма отдаленных, уголков России.

Астраханская консерватория прожила вместе со страной тридцать нелегких лет, и все взлеты и тяготы российской жизни не могли не отразиться во внутренней и внешней жизни консерватории. Но, вероятно, тот энтузиазм, с которым создавалась и уверенно вставала на ноги Астраханская консерватория, был настолько действенен, что даже в самые тяжелые, кризисные годы стимулировал проводить всесоюзные, всероссийские конкурсы исполнителей, международные научные конференции, культурные акции, выезжать с гастролями и научными докладами в страны Европы, Америки; многие преподаватели консерватории получили контрактные приглашения для работы за рубежом.

Постепенное расширение международных контактов Астраханской консерватории не только укрепляет ее авторитет, но и создает новый качественный фон ее обыденной учебной жизни. Конечно, в этой сфере деятельности консерватории велика поддержка администрации области, ее главы А.П. Гужвина, областного департамента культуры, ибо собственных, то есть выделяемых Министерством культуры средств хватает лишь на зарплату и стипендии.

Коммерциализация образования, перевод вузов на самообеспечение губительно сказывается на вузах искусства, не связанных с материальной сферой, с производством: духовность, культура, искусство и прежде всего музыка — самые тонкие субстанции. Их не потрогать руками, и даже утрата их частички обрушивается на общество. Человечество давно познало истину: талант необходимо оберегать.

Консерватория в Астрахани сумела все эти годы оберегать и раскрывать таланты в своих студентах, поддерживать творческие устремления преподавателей, как бы ни была сложна наша общая жизнь.

Наверное, поэтому на всю жизнь в памяти остаются годы учебы с атмосферой доброжелательности, содружества, коллегиальности, взаимного уважения и творческого духа, преемственности традиций, которыми славится Астраханская консерватория.

М. ХРУЩЕВА, профессор консерватории.