Мини-гостиница на берегу

Меню:

Категории +/-


Архивы +/-

Meta +/-

Ссылки +/-

Архитектура Астрахани: история и современность

astrakhan

Сказать, что Астрахань (особенно в плане архитектуры) – город контрастов, значит, во-первых, сказать банальность, во-вторых – сказать банальность абсолютно правдивую. Великая Отечественная с её пожарами и бомбёжками сюда так и не докатилась, поэтому здешние улицы сохранили как изящество и удивительную красоту строений со столетней и более историей, так и сомнительную «живописность» древних частных развалюх, давно и прочно занявших место прямо в центральных районах города.


astrakhan

В историческом центре Астрахани стоит оригинальное здание, целиком принадлежавшее когда-то кондитеру из Швейцарии Карлу Шарлау. Сей достойный господин так любил женщин рубенсовских форм, что даже скульптуры кариатид для украшения фасада своего дома заказал именно такие – пышнотелые. Городские власти попытались обязать кондитера придать гипсовым дамам более приличный вид, и даже устроили судебное заседание по этому поводу, но Шарлау просто дал взятку, и его оставили в покое. Сегодня на первом этаже этого здания с более чем столетней историей всё так же находится кондитерская, в которой продаются лучшие в городе сладости.

Белая башенка, увенчанная крошечным зелёным куполом на улице Коммунистической – всё, что осталось от Спасо-Преображенского монастыря, основанного во второй половине семнадцатого века. Местные жители брать на себя тяготы монашества не торопились, монастырь ветшал из-за малочисленности братии, и в конце девятнадцатого века был полностью упразднён. Некоторые из его корпусов получила во владение духовная семинария, некоторые – дом престарелых. Во времена гражданской войны семинарию, разумеется, национализировали, и разместили в её помещениях пехотные курсы. Но к 30-му году бывший монастырь прекратил своё существование совсем – он был приговорён к слому. По каким-то непонятным соображениям новая власть оставила лишь её, небольшую, аккуратную, белую башенку с зелёной луковкой купола наверху. И все астраханцы именуют сиё сооружение – Спасо-Преображенский монастырь. Не больше, не меньше.

Когда-то на астраханской набережной, там, где воды Кутума встречаются с волжскими, стояло деревянное здание торгово-купеческой биржи. К слову – это место известно среди астраханцев под именем – Стрелка. К 1908 году биржа обветшала настолько, что буквально рассыпалась на глазах. Поэтому замечательному архитектору Варганек-Вальдовскому был заказан проект нового здания. Первоначально на стройку планировалось потратить 70000 рублей, но затем смета выросла до 110000, о чём, впрочем, никто никогда не пожалел. Здание, выдержанное в любимом Вагранек-Вальдовским стиле «модерн», получилось великолепным. Его возвели за два года, и в мае 1910-го вся купеческая элита Астрахани уже праздновала открытие. Через восемь лет степенных купцов в залах и коридорах здания сменили встрёпанные люди в кожанках с лихорадочно горящими глазами – члены политотдела Каспийской флотилии. Однако и это прошло, и в 1930-м здесь расположилось спортивное общество «Динамо», точнее – яхт-клуб. Пришли 60-е, и в кабинетах бывшей биржи уселся комитет компартии. Но задержался он там совсем ненадолго, ибо уже в 1964-м было принято решение отдать оригинальное строение под городской ЗАГС. Который до сих пор тут и функционирует.

astrakhan

Астрахань многолика. Здесь современный огромный отель из стекла и бетона соседствует с разрушающимися трущобами. А квадратное, безликое здание с грубым декором в советском стиле – с игривыми формами столетних кариатид и атлантов. Они стоят бок-о-бок друг с другом, невероятно разномастные образчики чьей-то архитектурной мысли. Они делают город таким, какой он есть, пёстрым, как лоскутное одеяло. Наверное, в этом и таится его прелесть и своеобразие…